Корабли из Бранденбурга

24 февраля 2013, 10:39

Кому может прийти в голову основать новую верфь на пике кризиса? Европейских гигантов с солидной «жировой прослойкой» вроде Beneteau Group еще можно понять, но если речь о начале бизнеса в «чистом поле», да еще в беспокойной России, то причины должны быть более чем веские.

У самого устья реки Прохладная, что впадает в Калининградский залив Балтийского моря, доживают свой век руины замка Бранденбург, заложенного в 1266 году в одноименном прусском городке рыцарями Тевтонского ордена. Время и войны давно изменили изначальный облик этих мест, и нынешний поселок Ушаково едва ли сохранил толику немецкого наследия, но сегодня здесь творятся интересные для яхтенной индустрии дела.

Прямо напротив замка, на другой стороне реки уже несколько лет растет и расширяется новая верфь. Ее имя «Настоящие корабли» может показаться громким, даже претенциозным, но то, что за ним скрывается, имеет на это право.

Здесь действительно строят корабли с настоящим немецким подходом, не слишком большие, но стальные, крепкие и ладно скроенные. «Мы начали работу над этим проектом в 2008 году, сами понимаете, какое это было время, — рассказывает владелец верфи Виктор Лидер. — К тому моменту мы с партнерами, увлеченными и азартными мореманами, уже несколько лет занимались брокеражем. За этот период я хорошо изучил психологию российского человека, начавшего хорошо зарабатывать: сначала он покупает дорогую машину, затем коттедж а потом стеклопластиковый или алюминиевый скоростной катер. Несколько лет спустя, от души погоняв, он понимает, что спешить некуда, и задумывается: куда двигаться дальше? Одни уходят в парус, другие склоняются к тихоходным водоизмещающим судам, на которых комфортно жить и совершать длинные походы. Я почувствовал, что в России прослойка людей, которым нужны такие лодки, уже сформировалась. Да, она невелика: их однозначно меньше, нежели тех, кто интересуется стеклопластиковыми глиссирующими яхтами. Но все же рынок испытывает потребность в классических стальных яхтах, особенно в регионах, где акватории не обустроены, нет заправок и оборудованных мест для зимнего хранения».

По большому счету, основатели ушаковской верфи тонко уловили момент смещения интереса всей мировой яхтенной индустрии в сторону экономичности: эпоха гонок в прогулочном флоте постепенно сменяется «тихоходной» эрой, и все крупные производители откликаются на это созданием траулерных яхт. Для нашей страны такие суда особенно актуальны, поскольку далеко не везде можно реализовать весь потенциал больших глиссирующих лодок. Облеченные в стеклопластик и оборудованные навигацией для кругосветных путешествий, миллионы евро становятся «недвижимостью», прикованной к столичным причалам, и служат лишь плавучими апартаментами.

«К сожалению, если смотреть на вещи трезво, маломерное судостроение в этом сегменте рынка развито чрезвычайно слабо, — продолжает рассказ Виктор, — но это не значит, что спроса на водоизмещающие яхты нет. Люди зачастую просто не знают, чего хотят, и нужно им помочь, показать. Они приезжают в Голландию, смотрят на традиционные местные лодки и думают: вот бы мне такую на Волгу!». Осматривая современные производственные мощности «Настоящих кораблей», я хотел услышать ответ на вопрос: зачем вкладывать немалые средства и затевать производство, да еще в такое опасное время, когда можно просто взять дилерство и просто заниматься продажами? «До тех пор, пока , пока Россия полностью не вступит в ВТО и не пройдет период адаптационных, сдерживающих налоговых ограничений, импортные лодки будут стоить почти на 50% больше своей европейской цены, — поясняет Виктор Лидер. — Вдумайтесь: это очень много. До того времени мы успеваем выстроить модельный ряд, вывести его на рынок и основательно подготовиться к конкуренции, а пока основным нашим преимуществом будет стоимость. Если наши затраты окупятся за 10 лет, я буду рад, если за 15 — тоже неплохо, ведь этот проект изначально долгосрочный».

Чтобы на российском рынке появились качественные стальные суда европейского уровня, за которые не пришлось бы выкладывать гигантские пошлины, в качестве дома «Настоящие корабли» выбрали именно Калининградскую область. Она расположена близко к Германии и Голландии, где находятся главные партнеры верфи, и является Особой экономической зоной (ОЭЗ), где действует специальный таможенный режим и серьезные налоговые преимущества. Местные законы позволяют верфи ввозить оборудование и все материалы без уплаты пошлин и НДС, что сказывается на стоимости конечной продукции. Не последнюю роль играет и уникальность Балтийского моря, по которому проходили исторические водные маршруты из Германии и Нидерландов на восток, через Прибалтику в Россию. Из-за обилия военных баз в советские годы большая часть прибрежных акваторий была закрыта для плавания, но сейчас запретов меньше. В связи с принятием новых законов открываются пограничные переходы для судов под иностранным флагом, и есть надежда, что спустя некоторое время рекреационный яхтинг в Калининграде выйдет на новый уровень.

При знакомстве с верфью у меня складывалась отчетливое ощущение, что это никак не российское, но полностью европейское предприятие. Все материалы и комплектующие, включая металл, поставляются преимущественно из Голландии. Раскроенные на лазерных станках, погнутые, отпескоструенные и пронумерованные детали уже готовы к сварке и не требуют «плясок с кувалдой», поэтому в готовом корпусе отсутствуют опасные концентраторы напряжения. Со всеми специалистами руководители верфи работают индивидуально.

«Любой сварщик, какого бы мы ни взяли на работу, никогда не варил такие корабли, — делится Виктор. — Из сотни человек мы выбрали троих и отправили их в Голландию на стажировку. Там они сварили два корпуса, потом еще два здесь и на 80% достигли мастерства голландцев; оставшиеся 20% придут с опытом».

Кстати, все «Настоящие корабли» строятся по нормам СЕ, и качество сварки проверяется в первую очередь. Верфь заключила договор с сертификационной компанией Dutch Marine Inspection, которая сопровождает строительство и осуществляет надзор. Инспектор из Нидерландов принимает каждое судно, проводит ходовые испытания и выдает соответствующий документ.

«Мы могли сертифицировать верфь целиком, но это слишком дорого и не дает никакого преимущества покупателям, — поясняет Виктор Лидер. — Людям ведь важно иметь сертифицированную лодку, чтобы без проблем «встать» под ГИМС, и мы нашли изящный вариант, когда проектная документация уже соответствует требованиям СЕ, а DMI инспектирует качество постройки каждой яхты».

Основатель верфи 23 года прожил в Германии и хорошо знает менталитет европейских предпринимателей, что позволяет ему работать с западными компаниями. «С улицы, например, в голландскую верфь не придешь, — рассказывает Виктор. — Голландцы вообще очень специфические, недоверчивые люди; они пять раз проверят твою репутацию, прежде чем начнут сотрудничать».

Именно благодаря доброму имени и хорошим контактам в Европе «Настоящие корабли» выстроили надежные партнерские отношения с западными компаниями и конструкторскими бюро. Первый проект (1300 АК), на котором происходила «обкатка» технологического процесса, был приобретен у известной голландской компании Vripack; вторая яхта родилась благодаря совместным услилиям дизайнерского ателье Bonito Boats и специалистов «Настоящих кораблей».
А далее встала дилемма: либо дальше приобретать разовые лицензии и строить, что придется, либо серьезно вкладываться в проектирование собственного модельного ряда — разумеется, был избран второй путь. «Мы уже приступили к эскизным разработкам нашего флагмана с известным яхтенным конструктором Яном Виссером из компании Visser Yacht Design, к которому я уже два года присматривался, и работы которого мне нравились, — поясняет Виктор, — когда до меня дошла информация о банкротстве одной голландской судостроительной компании, на которую Ян работал целый год. Путем сложных переговоров с юристами, конкурсным управляющим, владельцами и налоговым консультантом, мне удалось приобрести права на все разработки Яна Виссера для этой компании». Доработав эти модели флайбриджными и промежуточными размерными версиями, верфи удалось в короткий срок создать линейку из девяти судов. Для «Настоящих кораблей» это была большая удача, и в знак уважения они даже назвали все модели этого ряда Respect. Вдохновленная успехом верфь провела переговоры с компанией Babro Yachting и дополнила линейку пятью моделями проектов Tridente и Rubicon. «Клиенты в России стали более требовательными и хотят видеть красивый дизайн не только в интерьерах, но и в экстерьере, — делится соображениями Виктор. — Именно поэтому мы создали модельный ряд из 14 яхт с одним дизайнером, а не просто скупили разношерстные проекты, иначе это был бы салат». Связь «Настоящих кораблей» с западными компаниями давно приобрела обоюдный интерес: представители верфи Super Lauwersmeer недавно приехали к ним в Калининград с предложением совместно выпускать модель Discovery специально для российского рынка, а Vetus, известный голландский производитель морских моторов, заключил с компанией дилерский договор.

Завершая историю об этой интересной и необычной «бранденбургско-ушаковской» верфи, стоит сказать несколько слов и о самих яхтах. Все модели длиной от 12 до 18 м позиционируются как semi-custom, поэтому на стадии строительства заказчик волен вносить любые возможные и исполнимые изменения в экстерьер, выбрать двигатель другой марки, если Vetus-Deutz по каким-то причинам не подходит, поучаствовать в подборке оборудования, выбрать колеровку и, разумеется, в деталях проработать интерьер. Среди главных преимуществ Real Ships — мощный «железный» корпус, который при необходимости способен зимовать во льду (обшивка 5 мм, шпация 40 см); простые и надежные двигатели с низким расходом топлива, обеспечивающие высокую автономность; наконец, серьезный уровень надежности и безопасности на воде.

Производственный цикл для каждого судна в зависимости от длины составляет 6–12 месяцев, и к следующей навигации верфь обещает уже спустить на воду 3–4 яхты. «Настоящие корабли» планируют строить около 12 корпусов в год и налаживать партнерские отношения с представителями в регионах, которые также могут организовать производство этих яхт на условие франшизы.На этом рассказ можно было бы и закончить, но хочу отметить еще вот какой факт. На старых фотографиях начала ХХ века в том месте, где сейчас стоит верфь, а в реку Прохладную впадает небольшой канал, роятся десятки разномастных суденышек. В те времена тут располагался «яхт-клуб», если так можно назвать стоянку рыбацких и прогулочных лодок, от которой не осталось и следа. Но «Настоящие корабли» не забыли об этом и включили в свой комплексный проект воссоздание марины на ее прежнем, историческом месте, где, помимо причальной стенки, обязательно появятся ресторан и небольшой отель. А нам остается пожелать им удачи в этом настоящем деле и надеяться, что еще спустя век наши потомки будут рассматривать фотографии не заросшего камышом берега, а оживленного яхтенного порта.

Текст Антон Черкасов

 

 

 

 

Похожие материалы

Калининградские яхты

Калининградские яхты - сделано в России...

Источник:

Телеканал "Страна"

Разговор о главном

Калининградские яхты - сделано в России...

Источник:

Разговор о главном

Ушаковские верфи

Ушаковские верфи, видеопрезентация...

Источник:

Разговор о главном

Янтарный меркурий

Ежегодная бизнес-премия...

Источник:

Янтарный меркурий

Удивительно, как меняется мир!

Хаусбот — дом на воде — незаметно меняет не только мировоззрение своего владельца, но и сам стиль его жизни...

Источник:

Журнал "ТАРПОН" 2(31), 2021

В Калининградской области впервые построили плавучий дом

Судно, получившее название "Бранденбург", построено компанией "Ушаковские верфи". Главной особенностью плавучего дома является его экологичность, отметили на судостроительном предприятии...

Источник:

klops.ru

Закрыть
Перезвоните мне
Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним вам при первой возможности
Подписаться на рассылку
Оставьте свой e-mail, и мы будем оповещать вас о новых и важных событиях