Вы одни из немногих яхтостроителей в России, кто работает со сталью. Как так получилось?-Виктор. Я считаю, что любой продукт имеет своего потребителя. Сейчас на рынке совершенно четко видно, что активно развиваются компании, строящие алюминиевые катера. Для меня это логично и совершенно понятно: акватории большие, людям нужна скорость, чтобы быстро добраться до места и вернуться обратно. Пластиковые лодки, парусные суда, любые другие – у каждого продукта есть свой заказчик. Мы с самого начала своего существования сосредоточились на строительстве стальных водоизмещающих яхт. Поэтому бренд наш называется «Настоящие корабли», и вся его философия базируется на том, что мы строим «настоящие корабли для настоящих мужчин», а «кто понял жизнь, тот не торопится» и «все по-настоящему».
Я действительно считаю, что для наших российских акваторий это лучшее из возможного. Плюс в яхтинге, как и в других областях, проходят свои эволюционные процессы. Когда тебе тридцать, тебе нужен быстрый катер, голый торс, пляж, девушки и т.д., к сорока уже хочется куда-то пойти на регату под парусами, в пятьдесят, когда ты уже что-то повидал и успокоился, приходишь к стальной водоизмещающей яхте и комфортным неспешным путешествиям, а в шестьдесят понимаешь, что если не сейчас, то когда? И начинаешь реализовывать то, о чем всю жизнь мечтал – поход на Соловки, Шпицберген, Севморпуть или еще куда-нибудь (зависит от книжек, которые в детстве читал). Ну а после семидесяти, как мне кажется, наверное, идеальный вариант – хаусбот, чтобы в полной мере ощутить кайф от жизни на воде, от восходов, закатов и скрипа канатов, под который так классно философствуется.
Длина первого корпуса в серии Tridente – 18.30 мКакие типы судов сегодня способны строить «Ушаковские верфи»? -Виктор. В первую очередь это яхты траулерного типа серий Courage, Respect, Tridente и Rubicon. Еще мы занимаемся строительством хаусботов – один пришвартован в центре Калининграда у Музея мирового океана, и я в нем живу уже четыре года. Это потрясающее ощущение – жить на воде прямо в центре города и при этом иметь возможность в любой момент переместиться куда угодно, не выходя из своего комфортного дома.
-Владимир. Да, как шутит Виктор, у нас это больше boat, чем house, потому что в основном все строят хаусботы для стоянки, а мы создали его для передвижения и путешествий. Поэтому опять-таки стальной монокорпус, а не алюминиевые поплавки – у нас это вездеход, на котором можно передвигаться по внутренним акваториям: речкам, озерам, водохранилищам и т.д.
Построенный на "Ушаковских верфях" хаусбот проходит мимо острова Канта в КалининградеНемного добавлю про Rubicon. Мы эту модель позиционируем больше как экспедиционный траулер за его категорию CE A, то есть океанский класс. Мы уже построили одну такую лодку под названием «Арктика» для МГУ-Геофизика в 2020 году. Это был очень интересный проект и сейчас лодка эксплуатируется в сложных условиях за Северным полярным кругом: базируется в Дудинке и выполняет различные научно-технические задачи. Она представляет собой микс траулерной яхты и научно-исследовательского судна и на ней мы продемонстрировали наши возможности по кастомизации.
Следующий шаг, который будет реализован в ближайшее время – строительство первого корпуса Rubicon 1990. Сейчас мы в стадии переговоров по этому проекту с несколькими заинтересованными заказчиками. Ну и еще одно направление развитие нашей верфи – современные пассажирские, экскурсионные суда из алюминия. Мы уже построили два таких – "Соталия" на 36 пассажиров и "Иния" на 54 пассажира. Первое эксплуатировалось в Нижнем Новгороде, а второе в Пскове. Под это дело мы даже возвели отдельный цех с двумя стапельными местами, что позволяет нам строить такие суда длиной до 25-ти метров.
Каковы сегодня объемы производства верфи?-Владимир. Если говорить только о яхтах, то наши производственные мощности позволяют нам строить до 10 корпусов в год. Как вы сами могли убедиться, сегодня на разных стадиях строительства на верфи находятся пять корпусов, а еще одну яхту Courage 39 AС мы недавно спустили на воду и готовим к передаче владельцу.
Строительство 17.5-метровой яхты серии RubiconВ каких регионах есть ваши представители и как осуществляется постпродажное обслуживание? -Виктор. Мы намеренно сделали ставку на прямые продажи. Мы не тратим деньги на рекламу, больше верим в PR, так как ежегодно у нас спускается на воду несколько корпусов и мы всегда устраиваем по этому поводу яркие и интересные мероприятия. Наши заказчики постоянно с нами на связи, и в целом мы избегаем работы с посредниками, хотя с некоторыми брокерами работаем и даже довольно успешно. До настоящего момента у нас хватало ресурса и возможностей закрывать постпродажные регламенты своими силами.
Как обстоят дела с поставщиками? Какова доля российских и импортных комплектующих и есть ли сложности с поставками иностранного оборудования?-Владимир. Если речь идет о частных яхтах, то на 70-80% они состоят из импортных материалов и комплектующих, начиная с двигателей и навигационных систем, и заканчивая красками. Это довольно большая доля, которую легко и быстро не получается импортозаместить хотя бы потому, что у нас отсутствует в стране яхтостроительный рынок как таковой – есть только судостроительный, но у него своя специфика.
Салон 14.65-метровой яхты "Зигфрид" – модель Respect 1500 OCСкажем так, мы импортозаместили все, что было возможно без потери качества. Допустим, ту же судовую сталь мы приобретаем в России, и она ничем не хуже голландской. Многие интерьерные и отделочные материалы, которые раньше возили из Италии сейчас производим у себя, в новом цеху, построенном по программе «Импортозамещение» от Фонда поддержки предпринимательства Калининградской области. Покрытые натуральным шпоном облегченные сэндвич-панели, шумо-звукоизолирующие панели и другие материалы стеновых и напольных конструкций мы производим сами под собственным контролем. Это направление собираемся развивать и дальше, а в будущем хотим не только полностью все интерьеры наших яхт делать на верфи, но и производить таковые на контрактной основе. Кроме того, в планах строить макеты судов, которые позволят нам заниматься работой над интерьерами параллельно с возведением корпуса и, таким образом, сокращать сроки производства. Как раз сейчас мы запустили пилотный проект вместе с партнерами и так работаем над первым корпусом Tridente: на верфи строится сама яхта, а интерьеры изготавливаются на фабрике партнера.
Интерьер моторной яхты "Арктика" – серия RubiconКто у вас сейчас дизайнер экстерьера, интерьеров, а кто занимается морской архитектурой?-Виктор. После ухода Яна Виссера, я долго подыскивал дизайнера, с которым можно было бы дальше развивать модельный ряд, и как раз Ezplorer 24 M, 28 M и 32 М, как и Rubicon 1990, – это все уже для нас делал американский дизайнер российского происхождения. Мы планируем в какой-то момент анонсировать на рынке эту линейку, там и озвучим его имя, но пока в силу разных причин назвать его не могу.
Интерьеры мы разрабатываем и визуализируем сами, поскольку у нас уже есть наработанный опыт, и мы понимаем в деталях, что и как можно сделать. Иногда требования заказчика выше чем то, что мы умеем и способны ему предложить, тогда мы привлекаем к работе сторонних дизайнеров, но повторюсь, в большинстве случаев мы справляемся сами.
-Владимир. Для одного из наших хаусботов, который отправился на Байкал, мы привлекали дизайнера Максима Лодкина (Россия) и Дмитрия Рейнгарда (Польша). Они разрабатывали весь интерьер от и до. Многое, на самом деле, зависит от проекта, и от уровня запросов заказчика. Как известно, чем больше яхта, тем большей степени кастомизации она требует. Поэтому у нас есть и голландские дизайнеры, и российские, и свои специалисты на верфи.
Интерьер одного из хаусботов, построенного на "Ушаковских верфях"-Виктор. Что касается морской архитектуры, то в настоящее время «Ушаковские Верфи» проектируют яхты уже самостоятельно, но конечно-же с учетом «наследства» Яна Виссера.
Собираетесь ли вы начать работать с чем-то еще помимо стали? -Виктор. Сталь, алюминий, дерево – это то, с чем нам привычно иметь дело, и с чем мы собираемся работать в будущем. Мы совершенно точно не полезем в пластик. Наш конек – это стальные водоизмещающие яхты и алюминиевые коммерческие суда, которые мы начали строить и строить хорошо, «по-настоящему». Если у нас появится заказ на экспедиционный катамаран, над которым мы, кстати, активно работаем с Альбертом Назаровым, мы будем строить его также из морского алюминиевого сплава.
Компьютерное изображение будущей модели Rubicon 2000Как вам кажется, какие лодки сегодня востребованы на российском рынке и будут ли меняться предпочтения покупателей?-Виктор. Я считаю, что лодки на российском рынке востребованы все. Есть спрос – есть предложение. Никто бы не строил сегодня такое огромное количество алюминиевых катеров, если бы их не покупали. Если на них есть заказы, значит они нужны. Водный туризм сегодня развивается, людям нравится отдыхать на воде. Было время, когда все это было на подъеме, после был провал, а сейчас снова все расцветает, поэтому любые типы судов находят своего покупателя.
-Владимир. К нам обращаются заказчики, которые хотят безопасно и комфортно путешествовать по акваториям России. Для них важно не просто выходить на выходные, а совершать длительные круизы и экспедиционные походы в комфортных условиях.
Компьютерное изображение будущей модели Explorer 28 M-Виктор. Предпочтения покупателей, как мне кажется, это не вопрос моды, а вопрос возраста. В разные периоды жизни у человека возникают разные потребности и нет такого, что в какой-то определенный период времени всем вдруг нужны, например, катамараны или открытые пластиковые лодки. Наш потребитель, которого мы четко видим, знаем и понимаем – это мужчина 40-60 лет, состоявшаяся и увлеченная личность. Именно поэтому ему и нужна наша яхта. Конечно, мы можем строить что-то другое, но зачем? Всего в этом мире не охватишь, и лучше мы будем делать то, что хорошо умеем, чем метаться из стороны в сторону.
Источник: https://ilodka.com/articles/russian-shipyards/ushakov-shipyards-interview/